Тем временем солнце мягко оседало за пиками высоких немного заснеженных горных вершин, наполняя класс последними на сегодня не теплыми зимними лучами, окрашивая стены в красные тона. Свечи, установленные в педантичном порядке по всему кабинету, зажглись, и пламя заплясало на картах древних цивилизаций и алфавитных таблиц. В такой обстановке невольно начинало клонить ко сну и отправлять мысли студентов в полет мечтаний.
Признаться, у Мара не было действительных любимчиков. Его отношение к студентам было непредвзятым и лишенным хогвартских стереотипов, с долей ответственности перед детьми. Он одинаково относился к Эрике Дэвис, не посещавшей руны с сентября, и ее брату, к неуемной мисс Фаулер и тихой МакГонагалл. Но если быть до конца откровенными, все же с некоторыми проводить уроки было приятнее, чувствуя отдачу и интерес к предмету. Поэтому профессор расстроился, когда привычка изменила ему.
Но об этом позже...
Фразу на доске нельзя назвать ни легкой, ни сложной. Она была вполне по силам студентам шестого - седьмого курса. Она должна была быть им по силам. Иначе как они планировали на экзамене перед комиссией почтенных стариков и почетных профессоров переводить собрания древних мифов и летописей? Судя по ответам, никак...
Профессор коснулся указательными пальцами, подбородка. Он не мог определить, что мешало ученикам выполнить задание. Неужели их так усыпил закат?
Некоторые еще пытались барахтаться на поверхности океана, именуемого Древние руны. Но выходило отвратительно, стиль плавания уважаемых студентов в простонародье назывался "топорик". Отдавая им должное, скажу, что плавать топориком лучше, чем сразу утонуть.
- Я не видел вашего посоха, мистер Крам, и его упоминание в этом контексте неуместно, поскольку вы приехали из Дурмстранга, где диалект немного отличается от изучаемого в Хогвартсе. Вам следует это учитывать в будущем, - Мара отвел указательный палец в сторону Рене, - но ваш ответ верен... скорее по случайности. Это действительно руна Райдо в значение "найти", найти вследствие верного поиска пути.
Мистер Крам был просто восхитительным студентом, если сравнить его ответ с ответом мистера Дэвиса, даже его неуместное замечание о поиске и не совсем точный перевод выглядели не так нелепо. В отношении же Дэвиса можно было присудить награду "разочарование года". Ведь профессор считал Рэймонда непозволительно умным подростком, пожалуй, даже взрослые могли проиграть ему в "играх разума". А сегодня рейвенкловец озвучил самую легкую руну из всех существующих, и сопроводил свою речь "паузами хезитации".
Профессор ничего не ответил на меткое замечание "Ма́нназ...ээ", но это не значило, что он собирался забыть такой емкий ответ. Мистер Дэвис удостоился короткого взгляда, прежде чем Аблар переключился на Скорпиуса Малфоя. Его ответ также не стал прорывом, но выгодно отличился на фоне двух предыдущих.
- Верно, вторая руна На́утиз в значении "поиск, требующий усилий". Только как вы... узнали ее значение, без перевода остальных? - это действительно казалось странным. Руна была одной из самых сложных, и узнать ее смысл без значения соседних, весьма необычно. Возможно, Малфой сомневался сделать еще предположения? Хотя, как думал профессор Аблар, это было не в его характере.
Урок шел совсем не так, как Мара рассчитывал. Но тем не менее, он не хотел отступать от первоначального плана, дети должны были знать всю широту применения рун. Для него никогда не было секретом, что девяносто процентов прилежно изучают их, чтобы иметь лишний плюсик при устройстве на работу в местное Министерство.
- Совило имеет древнеисландское происхождение, его значение одно из самых простых, одно из основополагающих алфавита. Солнце, как и человек, составляют своеобразный костяк, поэтому их значения весьма обширны. - Он утвердительно кивнул Крайтису, - Многие пытаются присоединить сюда еще и гадательные значение, кои к нашему предмету не имеют отношения. Как вы должны знать, мы изучаем древний язык, иного здесь не следует искать. Так значит в нашем случае, Совило переводиться как первопричина, основа.
Он умышленно не стал углубляться в причины разделения смыслов, это обязательно заняло бы лишнее время, и не принесло бы большой пользы аудитории. Если мистеру Кингу важен этот вопрос, он мог спросить дополнительно после занятия или подумать самостоятельно.
- Смотрите на доску, - он закатал рукав и повернулся спиной к студентам, под рунами начали появляться их названия - Ма́нназ, На́утиз, Турисаз, Райдо, Совило. Тот, кто отыщет начало, найдет суть. Я позволил себе перефразировать это с русского языка... Ма́нназ используется в своем привычном значении "человек", а вот Турисаз, который никто не назвал, взят в значении возврат к основам. Тот, кто отыщет начало, много чего поймет...
Сегодня студенты из ГОУ СОШ ЧАВО не произнесли ни звука, Мара надеялся, что они попытаются напрячь мозги и вспомнить оригинальную фразу, но он не шибко рассчитывал на успех. Впрочем, после заминки профессор окинул взглядом всех студентов и решил вести тему дальше.
- Тот, кто отыщет начало, найдет суть. Считайте это отличным эпиграфом к нашему уроку. Сегодня мы будем искать начало, чтобы разобраться, почему мы до сих пор изучаем Древние руны и целесообразно ли это, - он сделал паузу, позволяя детям собраться с мыслями. - Я попробую вас снова заставить думать, на сей раз об вполне логических и закономерных вещах.
В мире существует примерно одиннадцать магических образовательных учреждений. Но, каждый из вас, приехавший из-за океана или другого конца света, или родившийся в Англии, изучает Древние руны. Это удивительно. Более странно, чем-то, что все мы знаем примерно одинаковые заклинания. Я, конечно, напоминаю вам, что и различия в наших образовательных программах есть, но они само собою разумеющиеся... Рассмотрим южноамериканскую школу, там не говорят на английском, но знают латынь. Притом что их история позволяет использовать родные древние наречия. Их магия не будет отличаться ничем, кроме наборов звуков.
Но они используют латынь, повсеместно вытеснившую местные языки. Они изучают Древние руны, хотя на них не написано ни одной легенды. Так расскажите мне почему?
Профессор начал подводить детей к сути занятия издалека. В действительности он мог выбрать пример гораздо проще и роднее для них, но не стал.
Отредактировано Mara Hablar Muchidiom (2014-11-06 11:43:57)